ТРЕКОВЫЕ ВЕЛОГОНКИ
Проводятся на специальных треках овальной формы длиной от 133 до 500 м (чемпионаты мира и Олимпийские игры — от 250 до 400 м). Угол наклона трека — 42 градуса на торцевых (закругленных) частях и 12,4 — на прямых участках. Ширина трека должна быть одинакова по всей его длине и составлять не менее 5 м (для треков высшей категории — не меньше 7). Разметка, наносимая на трек (спринтерская и стайерская линии, финишная черта и пр.), должна иметь контрастную расцветку. Результаты (в гонках на время) фиксируется с точностью до тысячных долей секунды. Читать дальше

ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
Соревнование, в котором велосипедист следует за специальным мотоциклом-лидером (дерни). Спортсмены должны либо преодолеть максимально возможное расстояние за установленное время (1 час), либо как можно быстрее пройти определённую дистанцию (предварительный этап — 25 км, финал — два заезда по 30 км каждый). Все заезды проводятся в один день. Спортсменам начисляются очки в зависимости от занятого места. Результаты финальных заездов суммируются. При равенстве очков у двух и более спортсменов всё решают результаты, показанные ими в более «быстром» заезде.
Мотоциклист при этом должен сидеть строго прямо, со смещением назад, чтобы создать максимальный эффект аэродинамической тени позади себя. Позади мотоцикла закрепляется небольшой амортизационный ролик, который смягчает случайные касания передним колесом велосипеда.
Пик популярности этого вида трековых гонок пришёлся на 1920-1930 годы.

ГОНКА ПО ОЧКАМ
В этой гонке очки присуждаются гонщикам, занявшим первые места в спринтах, проводимых в определенных интервалах в течение гонки. В этой групповой гонке побеждает спортсмен, набравший в сумме наибольшее количество очков: в промежуточных спринтах, на общем финише и за «обгон» основной группы. Начинается гонка с предварительного «разгоночного» круга. Первые четыре гонщика в каждом спринте получают призовые очки: лидер — 5, следующие, соответственно, 3, 2 и 1 (в финишном спринте призовые очки в 2 раза больше). Обгон основной группы приносит спортсмену ещё 10 очков (если основная группа затем нагонит лидера, эти 10 очков снимаются). Гонщик должен всё время анализировать ситуацию на треке и мгновенно принимать решение: когда атаковать, а когда, наоборот, пропустить соперника вперёд и поберечь силы. При равенстве очков у двух и более гонщиков в расчёт принимается количество побед, одержанных ими на промежуточных финишах, далее — количество вторых мест и т.д.
Олимпийской дисциплиной гонка по очкам среди мужчин стала в 1984 году, среди женщин в 1996. На Чемпионатах Мира гонка была впервые введена среди мужчин в 1977 (у женщин в 1988), у юниоров в 1975 (у девушек в 1989).
Гонка по очкам является самой протяжённая из трековых дистанций. Расстояние, которое необходимо проехать мужчинам – 40 километров, женщинам – 24 километра.

ГОНКА С ВЫБЫВАНИЕМ
Вид гонок группового заезда, чаще всего на треке, а иногда — в критериуме. После каждого круга гонщик, пришедший последним, покидает трек. Гонщики стартуют с ходу после «разминочного» круга. На треках длиной до 333,33 м промежуточный финиш фиксируется на каждом втором круге, на более протяженных — на каждом круге. Два последних участника, оставшихся на треке, определяют между собой победителя в заключительном спринте.

ГОНКИ НА ВРЕМЯ
Гонка на время – единственная дисциплина среди гонок на треке, проводящаяся без квалицикации и без предварительного или промежуточного круга. В гонке стартует один гонщик на треке «напротив часов». До сих пор 1000-метровая мужская гонка на время традиционно была первой гонкой в международных чемпионатах. Участник гонки на время экономно расходует свою силу. Мощным стартом гонщик должен быстро набрать максимальную скорость. Лучший результат для «километра» - приблизительно одна минута. Особенная выносливость и высокая частота педалирования имеют решающее значение для конечного результата. Тактика имеет второстепенное значение.
1000-метровая гонка на время классифицировалась как Олимпийский вид спорта с 1928 года и как вид спорта Чемпионата Мира с 1966 года. «Километр» появился в юниорских финалах с 1977 года. Женщины впервые стали участвовать в 500-метровой гонке на время в Чемпионате Мира 1995 года.

ГОНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
В гонке преследования участвуют двое велосипедистов (индивидиуальная гонка преследования) или две команды по 4 велосипедиста (командная гонка преследования). Участники стартуют на двух диаметрально противоположных концах круга. Гонка заканчивается либо в тот момент, когда участник одной команды догоняет другого (третий из её гонщиков должен поравняться с третьим гонщиком другой команды), либо через фиксированое количество кругов. Общее время фиксируется в тот момент, когда переднее колесо велосипеда третьего из участников команды пересечет финишную черту . Если гонщики покажут одинаковое время, выигрывает спортсмен, быстрее прошедший заключительный круг. Как и в спринте, соревнования в этом виде программы начинаются с квалификационных заездов, после чего идут с выбыванием. Одни спортсмены стремятся за счёт мощного старта сразу же добиться преимущества и затем удерживают его на протяжении всей дистанции, другие, наоборот, делают ставку на финишный рывок. В командах партнеры идут плотной группой - буквально в нескольких сантиметрах друг от друга. Многое определяет правильная тактика и распределение обязанностей. Нередко кто-то из гонщиков «везёт» команду, а незадолго до финиша пропускает вперёд тройку партнёров, сохранивших больше сил для финишного рывка. Благодаря длинной дистанции, гонка преследования рассматривается как гонка на выносливость - у мужчин дистанция 4 км, у женщин 3 км.
Индивидуальные гонки преследования являются Олимписким видом спорта с 1964 года (у женщин с 1992) и были включены в Чемпионаты Мира в 1946 году (у женщин – в 1958) и для юниоров с 1975 года (у юниорок с 1987 года).
Командные гонки преследования входят в программу Олимпийских игр с 1908 года и в программу Чемпионатов Мира с 1962 года (у юниоров – с 1975).

КЕЙРИН
В Кейрине участвуют от 6 до 9 гонщиков, стартующих одновременно. Расстояние дистанции приблизительно 2000 метров. Первые несколько кругов гонщики располагаются за Дерни (специальным мотоциклом). Дернист разгоняет велосипедистов до скорости приблизительно 35-42 км/ч. Гонщики держатся позади Дерни, выбирая наиболее удобную для себя позицию. За два с половиной круга до финиша, дернист сходит с трассы, после чего гонщики вступают в борьбу. После этого следует мощный спринт в исполнении велогонщиков, победителем объявляется первый пересёкший финиш. Скорость гонщиков на финишной прямой достигает 70 км/ч. Всего гонщики проезжают дистанцию в 2 километра (8 кругов на 250-метровом, 6 кругов на 333-метровом или 5 кругов на 400-метровом треке). Часто перед основным проводятся отборочные заезды, чтобы уменьшить количество участников до 6?9. Выбывшие впоследствии также могут принять участие в гонке за лучшего во второй попытке.
Кейрин был придуман в Японии в 1948 году и впервые появился на чемпионатах мира в 1978 (Мюнхен) и 1979 (Амстердам), после чего UCI принял решение и включении Кейрина в программу мировых первенств. С 2000 года Кейрин также был включен в мужскую программу Олимпийских игр. Кейрин является одной из немногих спортивных дисциплин, в которой официально разрешено делать ставки в тотализаторе.

Велосипеды для гонок кейрин имеют свои нюансы и спецификации. Каждая деталь на велосипеде до последнего болта должна иметь сертификацию организации NJS, а условия весьма строгие, и в связи с этим только японские компании производят детали для этих велосипедов. Никакого карбона и дисковых колёс. Даже никакого алюминия. Велосипед должен быть сделан только из стали. Чтобы добиться успеха в гонках, рамы должны быть сделаны идеально. Поэтому все рамы собираются вручную. Все японские производители кейрин-рам представляют собой просто небольшие студии с мастером и несколькими учениками. Дедушка 60 лет (обычно с прошлым гонщика) собирает рамы под заказ. Рамы обладают феноменальным качеством, удивительно лёгкие и прочные. Поэтому цена на новую раму обычно составляет от 1000 до 2500 долларов США.

КОМАНДНЫЙ СПРИНТ
Командный спринт – одна из самых молодых дисциплин Чемпионата. Награды победителям этого вида гонок на короткую дистанцию были впервые присуждены на Чемпионате мира в 1995 году. Команда по Олимпийскому Спринту состоит из трех гонщиков. Две команды соревнуются друг против друга. Задача стартующего гонщика состоит в том, чтобы принести команде как можно более высокую скорость. После одного круга и еще максимум 30 метров ведущий гонщик выбывает и покидает трек. Второй гонщик также проезжает только один круг, и уступает третьему последний круг. Время измеряется, когда третий гонщик пересекает финишную черту.

МЭДИСОН
Гонка проходит на дистанции 50 километров. Два гонщика в команде могут только тогда сменять друг друга, когда они проезжают друг мимо друга. Смена обычно производится посредством «ручной плети». Только один член команды постоянно находится в гонке, в то время как его товарищ по команде медленно едет вокруг вершины трека, пока не настало его время, чтобы участвовать в гонках.
Мэдисон, или «американка», изначально разыгрывался на шестидневных гонках, которые начали проводиться в 1899 году в Мэдисон Сквейр Гарден в Нью-Йорке. В 1995 году эта дисциплина была включена в программу чемпионатов мира для мужчин. Мэдисон впервые стал Олимпийским в 2000 г. в Сиднее.

ОЛИМПИЙСКИЙ СПРИНТ
В олимпийском спринте соревнуются только мужчины. В гонке принимают участие две команды по 3 человека, результат фиксируется по третьему спортсмену. По правилам, каждый участник команды должен идти первым один из кругов. Основная нагрузка ложится на «первого» лидера, который задает темп команде в начале гонки, и на «третьего»: он берет на себя бремя финишного рывка. При равных показателях лучшей в заезде считается команда, которая быстрее прошла заключительный круг (всего 3 круга).

СКРЕТЧ
Все участники Скретча начинают старт в одно и то же время. Количество участников не должно превышать 24. Все гонщики проходят одну и ту же дистанцию. Но особенность этой гонки в том, что участник, отставший от основной группы на целый круг, сходит с дистанции. Если же кто-то из спортсменов сумеет опередить группу на целый круг, гонка прекращается, а он объявляется победителем. Тот из соперников, кого победитель настиг последним, получает «серебро», а предпоследний — «бронзу». Если три спортсмена одновременно обходят основную группу на целый круг, они должны пройти всю дистанцию до конца, а остальные участники сходят с трека. Победителем становится тот гонщик из трех, кто первым пересек финишную черту в конце гонки. Хотя наиболее важным качеством спортсмена в Скретче является скорость, достижение успеха невозможно без тактического мышления.
Скрэтч дебютировал в официальной программе чемпионатов мира в 2002 и с тех пор проводятся мужские заезды на 15 км и женские заезды на 10 км.

СПРИНТ
Спринт - трековое соревнования для двух участников, стартующих одновременно. Общая длина дистанции — 1 км, но в зачёт идут лишь заключительные 200 м. Стартовав одновременно, два гонщика стремятся занять наиболее выгодную позицию для финишного рывка. Каждый из гонщиков старается быть позади другого большую часть трассы, поскольку задний имеет преимущество ввиду своего нахождения в аэродинамической тени и в нужный момент может сделать резкий спринт и выскочить вперёд. В ходе тактических манёвров спортсмены используют всю ширину полотна трека. Нередко они останавливаются и, балансируя на месте, ведут тактическую борьбу. Соревнования в спринте начинаются с квалификационного этапа и далее проходят по системе с выбыванием. Показавший в квалификации лучшее время выступает в паре с самым медленным спортсменом, показавший второй результат — с предпоследним и т.д. Выигравший в двух заездах проходит в следующий этап соревнований. В случае ничьей для определения победителя проводится третий дополнительный заезд.
Спринт является одним из самых популярных трековых соревнований. Спринт – самая старая дисциплина чемпионатов. Первые Чемпионаты Мира имели место в Кельне в 1895 году и с тех пор спринт входит во все всех международные чемпионаты для всех категорий. Мужской спринт впервые появился в программе Чемпионата Мира в 1893 году (у профессионалов в 1895, у женщин в 1958) и в программе Олимпийских игр в 1896 году (у женщин в 1988). Юниоры участвуют в международных чемпионатах чемпионатах с 1975 года, юниорки – с 1987.

Источник:http://www.velopedia.ru/